На какие моменты пациенту имеет смысл обратить внимание на первой консультации врача-ортодонта, а также до и после проведения диагностики?
Высокопрофессиональный ортодонт с большим опытом на первой консультации редко называет очень быстрые сроки ортодонтического лечения, такие как 1 год. Он всегда говорит о реальных сроках, например, что весь процесс может занять 2 года.
До диагностики пациенту никогда сразу не озвучивается план лечения, ортодонт может говорить приблизительно о том, что будет происходить, опираясь на схожие клинические случай из его практики. Абсолютно нормально, если ортодонт на первой консультации не расскажет всего полностью и детально, обычно врачи на первых консультациях не говорят о неподтверждённых диагностикой действиях. Например, о необходимости удаления зубов.
Если пациент рассказывает врачу-ортодонту об одном неровном зубе, то профессионал никогда не будет составлять план лечения только для одного зуба, а расскажет комплексно о ситуации и других возможных проблемах. Многие из них напрямую могут быть неочевидны для пациента – например проблемы с прикусом или с дёснами. Современные ортодонты только за комплексный подход и коллаборацию со смежными специалистами (терапевтами, ортопедами и другими). Стоматология уже вышла на тот уровень, когда важно «сделать» не просто ровные зубы, а обеспечить здоровье и красоту полости рта. Хороший врач всегда в первую очередь предложит своему пациенту не только эстетику на несколько лет, но здоровую и красивую улыбку на долгие годы. Принимать или не принимать такой подход - это личный выбор каждого пациента.
Хороший врач-ортодонт должен владеть различными техниками брекет-систем, и он должен учитывать не только ту информацию, которую предлагают отечественное образование и лекторы. Современный ортодонт – это врач, который обучается в том числе и у зарубежных лекторов, постоянно занимается самосовершенствованием, посещает семинары и тренинги. Если говорить про технологии в ортодонтии, то ортодонт уровня выше среднего обязательно должен анализировать 3D-снимки (КЛКТ), хорошо разбираться в анализе ТРГ, и делать это только в цифровом виде - рассчитывать ТРГ не на кальке, как делали раньше, а в специальной программе. И желательно использовать современные цифровые ортодонтические технологии и индивидуальные брекет-системы. Если врач-ортодонт использует индивидуализированную систему Insignia, то скорее всего это прогрессивный ортодонт. Такие предпочтения врача не надо путать с обычным пристрастием к гаджетам – это абсолютно другое. Ортодонты используют цифровые технологии Insignia для того, чтобы сокращать сроки лечения. Не просто потому, что это модные брекеты и бренд, а потому что это абсолютно другой уровень и сроки лечения для пациента.
Что очень важно для выбора ортодонта?Если пациент задаёт вопросы, то опытный врач-ортодонт никогда не уходит от ответа, а всегда отвечает на них. Они не всегда могут быть конкретными для вашего случая, но важно, чтобы он отвечал на вопросы внятно и понятно объяснял в процесс ортодонтического лечения в целом.
Цитата: Врач-ортодонт может убедительно рассказывать, но при этом быть не лучшим специалистом. Я рекомендую пациентам смотреть на подход к работе и к порядку. Если врач последовательно и систематизировано излагает, не перескакивая с темы на тему, это значит, что у него есть порядок и в его работе. Это косвенный признак, который очень важен для ортодонтического лечения.
М.С.Морозов, руководитель ортодонтического отделения клиники Конфиденция.
Какой правильный тестовый вопрос для проверки врача-ортодонта?
Посмотрите на наличие у него завершённых клинических случаев лечения на брекетах и элайнерах. Обязательно попросите продемонстрировать случай со схожим диагнозом и в идеале на таких же брекетах – вестибулярных или лингвальных, самолигирующих или лигатурных, металлических или эстетических сапфировых\керамических – тех, которые вы выбрали. Если ортодонт не может показать вам реальный завершённый случай, а просто говорит о том, что он уже проводил такое лечение с помощью брекетов, то он, скорее всего, новичок в ортодонтии. Конечно, у любого врача есть большой поток пациентов, и из этого он сможет найти 10 нормально вылеченных пациентов из 1000, создав ошибочное мнение о себе, что он может гарантированно лечить хорошо. Но если этот вопрос вызвал у врача какие-то колебания, то это не очень хороший знак.
Если вы думаете, что врач-ортодонт за 40 лет очень опытный, скажем честно, что это абсолютно неизвестно. В современной ортодонтии возрасту больше не придают значения, потому что современная ортодонтия - это ортодонтия поколения миллениалов или чуть старше - от 25 до 40 лет. Причина этого – то, что раньше образование происходило в другое время в условиях дефицита информации, и не все были готовы постоянно совершенствовать свои знания. Сейчас ортодонтия основывается на научных данных, информации стало гораздо больше, появилось больше частного образования и семинаров, куда врачи возраста выше среднего редко ходят, а более молодые врачи уже привыкли регулярно учиться, им важно пробовать и знать актуальные технологии.
На первой консультации без данных диагностики врач-ортодонт никогда не предлагает больше двух планов лечения. Другие варианты он может предложить только после полноценной диагностики. Например, варианты с удалением или без удаления. Врачом они не описываются полностью, чтобы заранее не обещать пациенту результата, который может быть не применим к конкретному клиническому случаю.
После проведения полноценной диагностики ортодонт может предложить вам до трёх планов лечения на брекетах, в каждом из которых будут учтены их плюсы и минусы, пожелания и возможности пациента. Взвешивает все варианты и принимает финальное решение всегда только пациент. Врач-ортодонт никогда не навязывает плана ортодонтического лечения, потому что пациент должен сделать сознательный выбор в пользу лечения на брекет-системе на основании всей предоставленной ему информации.
Однозначное мнение - это достаточно хорошо. Врач берет на себя 100% ответственность за ортодонтическое лечение пациента и полностью уверен в диагностике и плане лечения. В случае полного доверия и понимания с ортодонтом, вам можно расслабиться и просто довериться врачу. Но убедитесь, что вы детально обсудили все аспекты процесса и планируемого результата, чтобы потом для вас не возникло неожиданностей по ходу лечения.
В клинике Конфиденция критерием профессионализма ортодонта, в том числе, является умение разговаривать с пациентом на языке пациента. Грамотный и опытный ортодонт - это не тот, который разговаривает одними терминами, показывая свою осведомлённость, а тот, который может понять, в чём проблема пациента и на доступном языке ясно и детально рассказать пациенту о том, что с ним происходит.
Когда я сталкиваюсь с незнакомой для меня сферой, а со мной всё равно разговаривают на своём профессиональном языке, то я не чувствую общения с профи, потому что они не могут чётко перевести информацию на понятный мне язык.
М.С.Морозов, руководитель ортодонтического направления клиники Конфиденция.
Один из основных моментов для оценки уровня врача-ортодонта – это умение решать проблему пациента, потому что если врач безукоризненно выполнил лечение, но не решил основную потребность, то пациент останется недоволен и разочарован. Врачу-ортодонту важно уметь слышать мнение и желания пациента и находить компромисс в лечении. Мы рекомендуем строить план лечения от основного запроса или потребности пациента. А пациенту необходимо максимально детально рассказать о том, как он видит свою улыбку.
Опытный ортодонт сам выявляет потребности пациента, правильно задавая наводящие вопросы, потому что обычно пациенты объясняют свои запросы, ограничиваясь фразой «У меня кривые зубы». Врач-ортодонт на консультации сам должен обращать внимание на все аспекты и задавать уточняющие вопросы.
Например, если пациент говорит, что у него «двойка неровно растёт», то хороший ортодонт пояснит, что кроме этого есть смещение средней линии, и узнает, беспокоит ли это пациента. В зависимости от ответа ортодонт принимает решение: если если проблема некритичная и локальная, без высоких требований пациента к эстетике, то врач может предложить решить только её и не станет навязывать сложный и длительный план лечения. Как итог пациент получает разумное и взвешенное предложение и с его, и с медицинской точки зрения.
Ортодонт, как специалист, отвечающий за улыбку, должен быть перфекционистом, имеющим чувство прекрасного. Если пациенту достаточно среднего эстетического результата за небольшие сроки и с лечением на недорогой брекет-системе, и он открыто говорит об этому своему ортодонту, то хороший специалист не будет навязывать растянутое на 5 лет лечение для создания канонической улыбки, а постарается дать результат чуть выше ожидаемого, но учитывать запросы пациента. В нашей практике мы работали и с пациентами, осознанно готовыми на ортогнатические операции и полное преображение не только улыбки, но и всего лица и профиля за несколько лет. Главное осознавать желаемый результат и быть в понимании со своим ортодонтом.
Автор статьи: Морозов Михаил Сергеевич
Стоматолог-ортодонт