По статистике, примерно у половины детей в возрасте от 3 до 10 лет встречаются нарушения речи и нечеткое звукопроизношение. При этом около 46,2% детей с такими проблемами также имеют нарушения прикуса. Это связано с тем, что артикуляционный аппарат (язык, губы, зубы и челюсти) участвует в формировании правильного произношения звуков. Любые изменения или отклонения в его структуре или функционировании могут привести к трудностям в речи. Поэтому в некоторых случаях логопед может рекомендовать консультацию ортодонта для комплексного решения проблемы. Давайте разберёмся вместе с ортодонтом Резниченко А. С. и логопедом Кудрявцевой Мариной, как проблемы с прикусом и артикуляцией могут быть связаны и почему в работе логопеда иногда необходима помощь ортодонта.
Какие могут быть проблемы с произношением?
Нарушения звукопроизношения могут быть связаны как с особенностями строения артикуляционного аппарата, так и с неправильным развитием речевых навыков. Одной из ключевых причин нарушения речи является неправильное положение или функционирование языка, губ и челюстей. Например, при неправильном прикусе или деформации зубов язык не находит нужной опоры для корректного формирования звуков. Это может проявляться в шепелявости, межзубном произношении звуков или даже в неразборчивости речи.
Важно отметить, что нарушения речи могут развиваться и на фоне таких привычек, как ротовое дыхание, сосание пальцев или игрушек, а также неправильное глотание. Эти факторы могут не только негативно влиять на прикус, но и препятствовать правильной работе языка и губ при артикуляции.
Нарушения в строении неба и губ
Одной из серьёзных причин речевых нарушений являются дефекты строения неба и губ, такие как расщепление неба («волчья пасть») или губы («заячья губа»). Эти аномалии приводят к тому, что звук при произнесении «уходит» в нос, делая речь неразборчивой и назализованной. Даже после хирургической коррекции таких дефектов, ребёнку требуется длительная логопедическая помощь для восстановления нормального произношения.
Запишитесь на консультацию детского ортодонта
Проблемы с зубами
Зубы играют важную роль в артикуляции, особенно при произнесении таких звуков, как «с», «з», «т», «д». Если у ребёнка отсутствуют зубы (адентия) или они прорезались неправильно, это может мешать языку правильно располагаться во рту и контактировать с зубами в нужных точках. Например, при отсутствии передних резцов язык может «уходить» вперёд, что приводит к межзубному произношению звуков.
В случае, если молочный зуб выпал раньше времени или отсутствует постоянный зуб, ортодонт может помочь восстановить правильное положение зубов и челюстей, а логопед скорректирует звукопроизношение. Совместная работа этих специалистов позволяет достичь лучшего результата в исправлении как прикуса, так и речи.
Неправильный прикус и размер челюсти
Неправильный прикус, особенно когда одна из челюстей слишком мала или деформирована, может ограничивать подвижность языка и его способность занимать правильное положение при артикуляции. Это может влиять на произношение звуков и даже на общее восприятие речи. Ребёнок может начать говорить невнятно или неразборчиво.
Работа логопеда в таких случаях направлена не только на исправление звуков, но и на нормализацию функции дыхания, глотания и формирования правильной моторики языка и губ. Однако для достижения максимального эффекта требуется участие ортодонта, который может скорректировать прикус и обеспечить правильное положение челюстей.
Короткая уздечка
Одной из частых причин нарушений речи является короткая уздечка языка, которая ограничивает его подвижность. Это мешает правильному произношению таких звуков, как «л» и «р», которые требуют поднятия языка к нёбу. В таком случае сначала требуется хирургическая коррекция уздечки (френулотомия), после чего логопед помогает ребёнку научиться правильно использовать язык в речи.
Мнение врача
Коррекция нарушений речи — это комплексный процесс, который может включать работу с логопедом, ортодонтом и другими специалистами. Логопедическая помощь важна для того, чтобы исправить неправильное произношение звуков и развить правильную моторику артикуляционного аппарата. Однако в некоторых случаях без коррекции прикуса или устранения дефектов строения челюсти невозможно добиться полного восстановления речи. Поэтому сотрудничество ортодонта и логопеда играет ключевую роль в успешной коррекции как зубочелюстных аномалий, так и речевых нарушений у детей.
- Подробный план лечения за 1,5 часа
- Комплексный анализ
- Помощь личного куратора